Группа Nadja выступила в Москве
В адрес «Дома» - резиденции для недавнего выступления Nadja – приходится иногда выслушивать и критику, да и сам клуб – фигура для меня колоритная, потому первое слово, посвященное концерту, хотелось сказать именно о нем. Думаю, на долю самой площадки приходится примерно половина той атмосферы, что сопровождает выступающие в нем экспериментальные составы. Нет сомнений, что «Дом» как клуб, приютивший множество неформатных проектов, очень хорош и альтернативы ему я не знаю… В свое время благодаря нему мне довелось послушать алтайское горловое пение от Тандалай, наблюдать вымораживающее действо от Аттилы и фьюнерал-джазменов Bohren, дарк-фольк-сейшн во главе с Sonne Hagal и Of the Wand and the Moon, а четвертым стал заокеанский гость Эйдан Бэйкер сразу с двумя проектами.
|
«Дом» за это время не изменился – приезд любых гостей в этот совершенно домашний клуб мне здорово напоминает с размахом организованный квартирник. У «Дома» небольшое прокуренное помещение с закрытыми проемами (окон?), низкий потолок, плотно поставленные ряды стульев, несколько мест «за колоннами», общедоступная вешалка и маленькая сцена. Главный мой интерес во время ожидания всегда занимает лестница на второй этаж, оккупированный небольшой художественной выставкой.
Но также не сомневаюсь, что кому-то «Дом» может показаться слишком маленьким (солидная часть зрителей стабильно не находит себе сидячих мест), слегка постаревшим залом, спрятанным во внутреннем дворе московского закоулка. Вполне возможно, выступлениям групп не хватает неких размаха и солидности, оттенков звука, и чего-то еще, чем располагает более солидная сцена. Зато шарма у клуба в Большом Овчинниковском переулке не отнять, и те, кто давно знаком с «Домом», сомнений перед посещением мероприятия не испытывают.
Вот вечер под эгидой культурного центра «Дом» + Nadja + Aidan Baker прошел великолепно… Зрителей допустили к помещению даже раньше обещанных пятнадцати минут до начала выступления. Большая часть слушателей, впрочем, заняла свои места как раз к моменту появления Бэйкера на сцене – до того часть стульев на периферии оставались свободной. Да и тех, кто не нашел себе сидячего места, пока что не наблюдалось (позже их будет достаточно). После десяти минут выдержки, уже пропитавшись колоритом помещения, зрители были допущены и к знакомству и с самой группой. Первым стартовал соло-проект.
Надо сказать, что по ходу всего выступления у меня складывалось странное ощущение – то, что силуэт автора музыки виден слушателям, не более чем небольшая оплошность устроителей. Бэйкер настолько непосредственно подкручивал ручки синтезатора, отрываясь от своего основного инструмента, настолько сосредоточенно следил за движением струн, стоя в пол-оборота к зрителю, настолько это никак не отражалось на течении музыки, что… Волей-неволей чувствовалось, будто заглядываешь в творческую мастерскую художника, куда посторонним вход запрещен. Забегая вперед, скажу, что подобное ощущение перешло и ко второй части вечера, когда на сцене были уже двое. Человеку, не знакомому с творчеством Бэйкера по студийным записям, трудно описать музыку, но все же попробую…
По стилю его сольник представляет собой смешение тех же составляющих, что и в Nadja, лишенных тяжелой дисторшированной части… Главными в проекте были образующие мелодию плотные клавишные «ландшафты». Зацикленные повторяющие волны приглушенных риффов (?) с некоторым развитием придавали им порядок и рельефность. Музыка то нагнеталась, нарастала, словно встретив препятствие, то наоборот, инертно расплывалась. При этом ощущения завораживающей космичности у Бэйкера не наблюдалось – наоборот, музыка живая, не чурающаяся развития, вполне понятная, следить и следовать за которой действительно приятно. Айдан Бэйкер-соло – это эдакий свой человек в отмороженном мире эмбиента, фьюнерала и прочих неземных направлений. Как и положено, у всякой земли есть свои жители – время от времени тягучая музыка Айдана заселялась колкими скрипами и шумами.
Источник: |