КРЕПКАЯ СЕРЕДИНА
Эта обойма и есть то, что можно обобщенно назвать уфимским роком сегодня. Не хочется никого выделять, тем более, что все из групп этой части, а это почти все оставшиеся участники фестиваля, достаточно разноплановые по стилю и звучанию, и поэтому сравнивать их друг с другом, как мне представляется, не очень корректно. И все же сравнений вряд ли удастся избежать.
В первую очередь, безусловно, надо отметить группы так называемой «сипайловской волны». Это ядро групп, несколько лет назад возникших в районе Уфы под названием Сипайлово. Еще три – четыре года назад они только начинали давать свои первые концерты. Молодые и не умелые, в то время никто и представить не мог, что из них вырастут команды, по которым будут сходить с ума сотни их юных сверстников. Сегодня, некоторые из них штурмуют первые препятствия российской известности. В ряду этих команд особенно выделяются LUMEN и КАЛИПСО.
Это две группы, которые начинали вместе. Будучи друзьями, они устраивали совместные концерты, завоевывая любовь публики сообща. К сожалению, что то треснуло в их единстве. Не вдаваясь в подробности споров и разногласий, просто отметим очевидное, детская непосредственность и наивность уфимского рока, олицетворявшаяся в облике этих команд лишь недавно, безжалостно растоптана перипетиями шоу – бизнеса, быстро вошедшего в ход развития рок –музыки в Уфе. И это первая динамичная характеристика уфимского рока. Он стал менее честен, менее естественен. Для его подпитки теперь не хватает чистой музыки, нужны PR – уловки, скандалы – завлекалки и прочие сомнительные промо - акции. В музыку стали вкладывать деньги и острота рекламной раскрутки, вопросы продажи и массовой популярности оказались весьма злободневными. Нельзя сказать, что это плохо. Ведь это дало стимул к росту музыкального мастерства. И LUMEN и КАЛИПСО в этом плане значительно выросли, они даже на курсы по восстановлению навыков вождения ходили все вместе, хотя не все в этом нуждались, чисто по-дружески поддержать. Однако, на лицо и факт потери некоторого духа искреннего надрыва, который был важной ценностью этих команд в прошлом. Группы стали более рациональны, взвешанны и потому качественны. Но стали ли они более откровенными, более настоящими, как были раньше?
Это трудно объяснить, что я имею в виду. Но чтобы частично понять, приведу пример развития фестиваля памяти В. Цоя у нас в Уфе. Было время, когда этот фестиваль был чист от шоу – регламентаций. От и до он был энтузиазмом и порывом доброй воли. Момент несовершенства, самодеятельности, некой убогости и примитива – да, это тоже присутствовало. Перевод его в плоскость клуба во многом увеличил общее качество концерта. Однако, вместе с этим никуда не деться от того факта, что клубный формат фестиваля совершенно уничтожил ту ауру и настроение некоторого братства, единения и общей печали, которые были свойственны первым фестивалям. Тогда фестивали, проводившиеся бесплатно и под открытым небом, были доступные каждому, независимо от возраста или других критериев. Я помню, что в парк приходили все и действительно те, кому был близок Цой. Бескорыстно, спокойно, честно, без неуместных в такую дату суетливых очередей, проверок охраны у входа, шуршания денег за билет, люди просто сидели на траве, выпивали за Цоя и пели вместе с выступающими его песни. Пели дружно и искренне.
Не вина «Навигатора» что это уникальное настроение первых фестивалей на «Киносессии» было потеряно. Клуб есть клуб. И его правила вполне оправданы. Но эти правила новой «клубной культуры» совсем не гармонировали с «до клубной культурой» времени Цоя. Парадоксально, но как оказалось, улучшение звука и состава участников концерта вовсе не сыграли на пользу фестивалю. Это был не шаг вперед, а шаг назад, по крайней мере для многих истинных ценителей и фанов группы «Кино». Именно тех многих 14-18 летних ребят, которые в силу цены билета или ночного времени проведения концерта просто не смогли, как раньше, быть на фестивале, петь песни Цоя, вспоминать прошедшее. А именно это было главным на первых фестивалях и это было правильным. Потому что для понимания Цоя не столь важны качество звука или другие модные шоу – навороты. Чтобы понимать его творчество достаточно просто гитары и внимательного, чуткого, понимающего зрителя. Именно таких зрителей, в силу различных причин, на последней «Киносессии» и не хватало.
Не хватало чуткого, внимательного слушателя и у LUMEN с КАЛИПСО на прошедшем фестивале «Наш Формат». Слушатель изменился. Он стал более массовым, но количество не всегда переходит в качество, чаще все совсем наоборот.
Источник: |