Москва
Ну вот, свершилось! В очередной раз столицу посетил один из лучших вокалистов в истории рок-музыки Дэвид Ковердейл со своей вечно возрождающейся Белой Змеёй - Serpens Albus - Whitesnake . 30 лет группе, 35 лет на большой рок-сцене. Огромный путь, много перемен. Он – один из немногих, кто с течением лет не перестаёт поражать качеством своей работы. Даже те, кто критикует его музыкальное творчество, вынуждены соглашаться с неоспоримым уровнем его вокального мастерства. Вспоминая свой крутой старт – счастливый случай – невероятный шанс, когда находившиеся на вершине славы Deep Purple пригласили его на роль фронтмена группы, он честно признаётся, что чувствовал себя «пацаном», который должен во что бы то ни стало оправдать ожидания, использовать возможность, сделать «это». Конечно, будучи выходцем из музыкальной семьи, он имел необходимую подготовку и способности, уже попробовал свои силы в «гаражной» группе, но выбрали его прежде всего за необычайно яркую природную окраску голоса, мощь и блюзовую чувственность. Первый раз выйдя на сцену с группой в Копенгагене, несмотря на то, что перед этим они много репетировали, он был поражен рёвом многотысячной толпы, её электризующей энергией, «пан или пропал» (sink or swim) - он окунулся в это море и переполненный эмоциями, представив, что разноцветные бабочки вырываются из груди, закричал своё знаменитое «Are you ready?» - вы готовы? Главное, что ему удалось тогда сделать – это переломить скептицизм тех, кто сравнивал его с предшественником – бесподобным Яном Гилланом. Вероятно, это произошло именно потому, что он был совершенно иной, самобытный и , может быть, даже немного «неотёсанный».
На конверте ещё одной успешной пластинки 80-годов Slip of The Tongue в списке, где напротив имени каждого музыканта, участвовавшего в записи, обозначены набор и марки их инструментов, у имени Ковердейла написано: Coffee, Marlboro 100's, & a wing and a prayer. C сигаретами понятно, а дальше – это авиаторская поговорка, что-то типа нашего «на честном слове и одном крыле». У Дэвида были довольно серьёзные проблемы со здоровьем, и именно с его инструментом – в различные периоды он перенёс две операции на горле. Понятно, что молодость уходит, меняются тембры, оттенки, но при грамотном обращении с инструментом, с многолетними «тренировками» приобретается гораздо больше – координация, интонирование, дыхание, короче то, что называется виртуозным владением голосом.
А сам Ковердейл говорит, что он – Эдит Пиаф рока - je ne regrette rien – I've no regrets - никаких сожалений, только движение вперёд, пусть с паузами, но мотивация всех проектов – качество. О том, что Ковердейл абсолютно уверенно чувствовал себя на вокальном поприще на рубеже тысячелетий говорит то, что он выпустил живой акустический альбом и начал исполнять отдельные вещи в концертах a capella или под акустическую гитару. Справедливости ради стоит заметить, что никто не идеален и иногда и у него в живом исполнении можно услышать фальшивые ноты, однако, верхние ноты и оперным дивам не всегда удаются. И вот мы дождались от 57-летнего рокера новой работы, которая, так сказать, буквально уложила на лопатки критиков, и стала невероятным подарком слушателям во всём мире, о чём свидетельствует присуждение ей титула Альбома года компанией Universal. Такого триумфального возвращения мало кто уже ожидал, возможно, даже сам виновник. Как бы из осторожности концертный тур с новым материалом планировали постепенно: сначала Южная Америка и Новая Зеландия, затем Западная Европа и Япония и, наконец, Восточная Европа и Скандинавия. Напоследок оставлена Северная Америка, пресыщенная новомодной музыкальной бессмыслицей, насаждаемой MTV. Пока успех, как говорится, превосходит все мыслимые ожидания и , откровенно сказать, расписание и плотность концертов напоминают какой-то грандиозный всемирный чёс. Правда, для попсовой и «гламурной» Москвы, в чём-то нынче очень схожей с чванными Штатами, это всё показалось неубедительным – маленькая концертная площадка, минимум рекламы, никакого освещения в прессе (при этом очумелые цены на билеты). Как обычно, сделано всё для того, что бы концерт состоялся вопреки обстоятельствам. И как обычно, всё оказалось к лучшему. Пришли те, кому это действительно было нужно, full house, это было «unfuckingbelievable», мы почти сорвали эту чертову крышу, жаль, что не сожгли этот клуб как some stupid with a flare-gun. Он был непринуждён, можно даже сказать, игрив. Промачивал горло золотистым напитком. Несколько располнел – видно – курить бросил. Лицо неуловимо изменилось – в Америке хорошо делают пластику, да и жизнь у озерца Тахо в Неваде идёт на пользу. Даже не пытался напрягаться и «рвать жилы» - микрофон на расстоянии трёх футов – звукорежиссёр в шоке. Активно использует поддержку бэк-вокала, но слышно каждое его слово. Да, отработанная «энергосберегающая» техника для концертных выступлений. Но – это магия. Кажется, что он и без микрофона заполнил бы весь зал своим проникновенным голосом. Фальцет – без визга, аккуратный. Глуховатые низы – у самой сцены в акустических The Deeper The Love и Soldier of Fortune можно было слышать без усиления.
По началу какие-то непривычные к такому качеству работы персонажи зашептались: «это что, фонограмма?» Вот ведь, до чего испортили у нас публику всякой доморощенной самодеятельностью! Ну, а сравнивать голос: какой был – какой стал, я даже не буду пытаться. Я сам орал как младенец в мясе у сцены каждое слово – наизусть же всё с юности, и новые песни уже засели крепко – альбом Good To Be Bad - лучший будильник по утрам (и соседям, думаю, приятно). В общем, после всего этого я не адекватен ещё буду какое-то время. Так что, извиняйте…